![]() |
Главная » Дистанционное управление моделями 1 ... 24 25 26 27 28 Таблица 6. Таблица рекомендаций по испревлению характерных ошибок в конструкции модели планера для случая высокого старта
Условием проявления моделью безупречных летных качеств при высотном старте, так же как fi при запуске с руки, является тщательная балансировка. Важно обеспечить благоприятный угол планирования при достаточно высокой скорости полета. В случае вьшолнения этого требования планер способен возвратиться к командному пункту даже при сильных ветрах. Угол планирования в данном случае по сравнению с вариантом модели для полетов по наклонной траектории (со склона) может быть улучшен, для чего следует изготовить второе крыло с такими же параметрами, только с большим размахом (на 20-40 см). Если результаты первого высотного старта обманут напш ожидания, рекомендуется прибегнуть к помощи табл. 6 и попробовать отыскать ошибки в конструкции планера. Правила проведения полетов в тепловых восходящих потоках При проведении полетов в тепловых восходящих потоках надо соблюдать следующие правила: 1. Запускать модель следует лишь при тех скоростях ветра, на которые она рассчитана. Даже при сильном ветре полетная скорость модели всегда должна превосходить скорость ветра. Поэтому запускать модель будем только при таких скоростях ветра, при которых гарантируется ее возвращение к месту старта. 2. От модели следует добиваться лучшего планирования, а не наименьшего снижения. Чем меньше угол планирования модели, тем выше гарантия того, что даже с небольшой высоты полета она сможет все-таки вернуться к месту старта. 3. От модели следует добиваться полной устойчивости в полете; в критических ситуациях свой попет она должна стабилизировать самостоятельно. Балансировка, особенно уменьшение разности углов атаки, не должна идти во вред устойчивости модели. 4. При управлении моделью углы отклонения руля должны быть небольшими. Самостоятельно модель летает лучше, чем при дистанционном управлении с земли. Пусть она так и летает, а мы ограничимся только коррекцией ее курса. Если из-за шквалов или неправильно поданной команды управления модель окажется в критической ситуации (крутой вираж, болтанка и др.), ни в коем случае не следует пытаться исправить положе-жение немедленной подачей новой команды. Она наверняка будет либо неверной, либо неправильно дозированной, а это лишь еще более усложнит ситуацию. Самоустойчивая модель сама вернется в состояние динамического равновесия. Подачей команд управления осуществляют только незначительные изменения курса при стабильном полете модели. 5. Модель должна летать на безопасной высоте (200-300 м). Скорость ветра на большой высоте зачастую совсем иная, чем у земли, и оценить ее мы можем только по поведению модели. При сильных тепловых восходящих потоках в жаркий летний день возникает опасность, что вместе с сильным тепловым пузырем модель поднимется до облаков и улетит прочь. Поэтому следует отыскать восходящий поток на безопасной высоте 200-300 м и не позволять модели подниматься выше 500 м. Ведь на более значительных высотах или на удалениях более 500 м положение модели и ее реакцию на команды оценить очень трудно: модель при этом наблюдается как точка. 6. В ситуациях, когда модель попадает в столь сильный тепловой восходящий поток, что, несмотря на работу рулей высоты, она все равно продолжает подниматься следует заставить ее лететь прямым курсом в сторону от потока, а затем снизить на безопасную высоту. Не следует Ьытаться прекратить подъем путем ввода модели в штопор, так как при этом она подвергается сильным перегрузкам, в результате чего может получить повреждения. 7. Во избежание опасности увести модель в сторону от желаемого направления при подаче команд следует стоять под угло.м к направлению полета, постоянно указывая его передающей антенной. При этом надо научиться мысленно представлять себя как бы находящимся на борту модели и тренироваться в этом до тех пор, пока техника хшлотирования не будет отработана до автоматизма. Случайные повороты модели в сторону от желаемого направления при движении на нас или от нас зачастую происходят вследствие подачи ложной команды. При управлении авиамоделями такая ошибка даже в самой безобидной ситуации может привести к больпшм осложнениям. Однако тем, кто, старательно тренируясь, овладел техникой управления моделями судов, дистанционное управление авиамоделями особых трудностей не представляет. Если при подаче команд стоять под некоторым углом к направлению полета, указывая его все время передающей антенной, то при движении ручки управления модель действительно будет делать виражи в желаемом направлении. Еще лучше, если с самого начала пртучиться представлять себя находящимся на борту модели, т. е. как бы летящими на ней. Тогда от путаницы в подаче команд скоро не останется и следа. Нет ничего важнее постоянной, упорной тренировки, в результате которой вырабатываются прочные, доведенные до автоматизма навыки одновременного управления сразу несколькими функциями. 8. При сильных ветрах модель должна летать только с наветренной стороны и поблизости от командного пункта, с тем чтобы все ее реакции бьши под постоянным контролем. При сильном ветре главная забота спортсмена ( пилота ) - удержать модель на курсах против ветра. Для того чтобы модель не улетела, еепо-стоянно следует держать с наветренной стороны. В этом случае при возникновении опасности уноса модели у нас хватит времени для надежного ее приземления. Напротив, позволив модели летать с подветренной стороны, мы вынуждены будем сконцентрировать свое внимание на ветре и несколько отвлечемся от управления, что может явиться причиной путаницы в подаче команд, а это, в свою очередь, может закончиться поломкой или гибелью модели. Полеты с наветренной стороны выгодны еще и из других соображ^шй: при полете модели метрах в 400 от нас и внезапном отказе рулей (из-за поломки) ветер все равно понесет ее к нам. Если потребуется, шлот может успеть подбежать к месту предполагаемого приземления. 9. К модели на видном месте следует прикрепить защищенную от непогоды бирку с указанием адреса владельца и просьбой сообщить ему о находке потерянного планера. Если, несмотря на все меры предосторожности, модель однажды все-таки улетит и все попытки догнать ее окажутся безрезультатными, тот, кто найдет модель, по указанному на ней адресу сможет известить владельца о находке. 10. Садиться модель должна самостоятельно, с небольшой высоты и против ветра. Приземление - наиболее трудный и ответственный этап полета. Поэтому его нужно основательно отрабатьтвать при самых различных ветровых условиях. Очень скоро нам станет ясно, что приземление труднее старта и полета. При отработке приземления полезно помнить основные параметры планирования модели. Угол планирования у нашей моде.чи, как известно, очень мал, поэтому вьтводить ее на посадку с большой высоты нельзя: в этом случае планер приземлился бы слишком далеко. Модель летает устойчиво, также устойчиво она может и приземляться. Нам нужно только довести ее до высоты приземления, развернуть на прямой курс против ветра и, не подавая больше никаких команд, позволить ей сесть самой. Направление ветра определяют, подбрасывая в воздух сухие травинки, или по флажку, прикрепленному к передающей антенне. П. Отклонения рулей вблизи земной поверхности должны стать совсем малыми, ни в коем случае не позволяя модели делать виражи. Овладев техникой приземлений, можно заняться и корректировкой курса на подходе к земле. Вблизи земной поверхности подаваемые командные сигналы должны стать такими, чтобы рули отклонялись на очень малый угол. Вблизи земной поверхности (начиная с высоты трехэтажного дома) ни в коем случае нельзя допускать виражей! У накрененного планера руль направления одновременно работает как руль высоты. С каждым виражом модель теряет высоту и набирает скорость, что может привести к гибели модели вблизи земной поверхности. Однако достаточно правил. Запустим, наконец, нашу модель и узнаем на собственном опыте, как она реагирует на дистанционное управление. Если случится какая-либо поломка, прежде всего нужно будет разобраться в ошибках, которые к ней привели, с тем чтобы избежать их в будущем. Причинами разного рода неисправностей большей частью бывают наша собственная забывчивость, небрежность и легкомысленность. Ошибочным было бы винить с самого начала модель, ее конструкцию или устройство дистанционного управления. С другой стороны, ни одна модель не застрахована от падения, и мы должны помнить об этом и не очень сетовать на судьбу. А на всякий случай рекомендуется брать с собой на полеты еще и вторую модель. Тогда нам Не будет грозить переход на роль зрителя, если модель выйдет из строя. Несколько замечаний в конце Познать предмет - значит уметь объяснить все его как и почему (Аристотель). Это изречение с полным правом можно бьшо бы сделать эхшграфом к любому параграфу данной книги, и оно должно стать девизом всей наше дальнейшей работы. Краткие сведения, почерпнутые из книги, могут послужить стимулом для последующих экспериментш. Более основательные познания читатель может получить из специальных книг и журналов. Автор надеется, что эта книга пробудит у читателя стремление к проведению экспериментов и постройке приборов. Она не является, да и не должна быть книгой готовых рецептов, а имеет целью развитие физического и технического мышления моделиста. Во всем ли моделист разобрался и правильно ли применяет теоретические знания на практике, станет ясно, когда в результате жесткой посадки или из-за какого-либо дефектного элемента аппаратура откажет в работе. Систематический поиск неисправностей потребует от моделиста самостоятельного творческого мышления и поможет ему овладеть весьма сложной техникой электронного дистанционного управления. Рассматриваемые в книге схемы даны без ссылки на патентный приоритет. Все они предназначены исключительно для любительских и учебных целей и не могут быть использованы промыпшенностью. Все электронные устройства рассчитывались и изготовлялись самим автором. Наряду с собственными разработками использовались также хорошо зарекомендовавшие себя промышленные и любительские узлы. Тем не менее считать, что схемные и конструктивные ошибки полностью исключены, было бы неверным. Любые замечания об ошибках всегда будут приняты с благодарностью. В заключение автор считает своим приятным долгом особо поблагодарить своих коллег по спорту X. Мартинеца и Л. Шрамма, а также консультантов Р. Фибиха и д-ра Л. Кенига, которые своим богатым опытом и ценными указаниями весьма содействовали появлению этой книги. Д-р Гюнтер Миль Эрфурт, март 1980 г.
П римечание. Значения номинальных сопротивлений с допускаемыми отклонениями ±5% и более должны соответствовать значениям, приведенным в таблице, и значениям, полученным умножением их на ю , где п - целое положи гельное или отрицательное число. б) Для резисторов переменного сопротивления (по ГОСТ 10318-80) Номинальные сопротивления резисторов должны соответствовать значениям ряда, полученного умножением или делением чисел 1,0; 1,5; 2,2; 3,3; 4,7; 6,8 на 10 , где п - целое положительное число или нуль. Допускаемые отклонения сопротивления резисторов должны соответствовать значениям, выбираемым из ряда ±2 (для подстроечных резисторов), ±5, ±10, ±20, ±30% (для непроволочных резисторов с номинальным сопротивлением более 220 кОм). Приложение 2 Шкалы номинальных емкостей ГОСТ 2519-67) конденсаторов постоянной емкости Примечание. Значения номинальных емкостей конденсаторов с допускаемыми отклонениями ±5% и более должны соответствовать числам, приведенным в таблице, и числам, полученным путем умножения этих чисел на 1о , гдеп- целое положительное или отрицательное число. Шкалы номинальных сопротивлений (по ГОСТ 2825-67) а) Для резисторов постоянного сопротивления Контрольные цифры для оценки степени заряда герметичных никель-кадмиевых аккумуляторов
Приложение 4 Допустимые значения параметров наиболее широко применяемых полупроводниковых диодов
Диоды, выпускаемые в ГДР GAIOO SY200 SAY30 SZX 18/5.6 SZX 18/8,2
Диоды, выпускаемые в СССР
Примечание. Вторая часть таблицы составлена по данным справочника Транзисторные и полупроводниковые диоды /Под ред. И. С Николаевского.. М., Связьиздат, 196,1 г. и книги А. В. Нефедова, В. И. Гордеевой Отечественные полупроводниковые приборы и их зарубежные аналоги . М., Энергия, 1978.
Допустимые значения параметров наиболее широко применяемых транзисторов Продолжение прилож. 3
Примечание. Вторая часть таблицы составлена по данным книги А. В. Нефедова и В. И. Гордеевой Отечественные полупроводниковые приборы и их зарубежные аналоги . М.: Энергия, 1978.
Примечание, /.р - предельная рабочая частота транзистора
Приложение 7 Маркировка ТТЛ-схемы серии 74
араметры наиболее широко применяемых универсальных полупроводниковых элементов и их тилы
|
![]() ![]() Как выбрать диван ![]() История мебели ![]() Стили кухонной мебели ![]() Публикации ![]() Инверторы ![]() Приемники |