Главная »  Дистанционное управление моделями 

1 ... 23 24 25 26 27 28

трех до пяти тонких покрытий. Ьсли нанести на поверхность слишком много эмалита, то возникающие вследствие этого силы натяжения могут деформировать ее. Здесь также справедливо правило: несколько тонких покрытий лучше, чем одно суммарной толщины. Если после обработки эмалйтом окажется, что крыло покоробилось, расстраиваться не стоит. Об устранении подобных дефектов мы расскажем в следующем параграфе.

Обтянутые, зачищенные и прилаженнью друг к другу половины крыла размещают на стапеле, подложив под законцовки брусочки для придания крылу V-образной формы, и наглухо склеивают одну с другой. Идя прочности стык подкрепляют манжетой (44) из полотна или дедерона. Еще большую прочность обеспечивает манжета из стеклоткани или полистера (рис. 244).

Остается сказать еще несколько слов о ремонте. Опыт показал, что чаще всего возникают повреждения обтяжки крьша, которые можно исправить тут же, на местности. При незначительном разрыве обтяжки отверстие можно сразу заклеить каплей целлюлозного клея. При более крупных разрывах надо наклеить новый лист обтяжной бумаги от нервюры к нервюре и от лонжерона к передней или задней кромке с таким расчетом, чтобы все поле было закрыто с припуском около 5 мм. Мелкие повреждения деревянных деталей также можно устранять в полевых условиях, тогда как более серьезные - только в мастерской.

Испытания модели в полете

Полет начинается Хороших летных качеств от модели мы добь-

в мастерской емся, лишь подвергнув ее предварительно ос-

новательной проверке в мастерской от контроля в мастерской в значительной степени зависят как летные качества, так и эксплуатационная надежность модели, поэтому производить его следует особенно тщательно.

Рассмотрим этапы контроля.

1. Проверка крьша на перекос.

Эта проверка состоит в визуальном осмотре передней и задней кромок крыла в поперечном и продольном направлениях. В большинстве


Рис. 245. К проверке модели на вид сверху.


Рис. 246. К проверке модели на вид спереди: а - в нормальном положении; б -ъ перевернутом положении.



случаев перекос крыла проявляется в виде более или менее заметного искривления задней кромки. Незначительный перекос можно устранить путем выправления над газовой горелкой или паром, а также с помощью повторного, направленного покрытия эмалитом. Если таким путем пере-. кос -устранить не удается следует обтянуть крыло, заново или (в случае неточностей в изготовлении) подвергнуть его переделке.

2. Проверка на вид сверху. - . .

Эта проверка производится с помощью трех булавок и крученой нитки (рис. 245). При неточном угловом положении крыла и стабилизатора относительно средней осевой линии модель будет постоянно отклоняться от курса и .стремиться двигаться по кривой. . , . . ;

. .- 3. Проверка на вид спереди.-

Эта проверка-производится путем визуального осмотра, как указано в п. 1 (рйс. .246). Продольная ось фюзеляжа должна при этом идти параллельно стапельной доске, а обе. половины крьша и стабилизатор должны располагаться симметрично относительно нее. Неправильность установки крыла и хвостового-оперения корректируется с помощью соответствующих бальзовых или фанерных попосок.

4..Проверка положения центра тяжести.

Известно, что правильное положение центра тяжести в значительной мере определяет устойчивость в полете. Отклонения положения центра тяжести от проектного корректируются передвижкой. аккумуляторной батареи и ттриемника в приборном отсеке. Точно отбалансировать модель можно с помощью штатива (рис. 247), добиваясь дифферента на нос около 10°. - . -. 5. Проверка разности углов атаки!

Разместим модель на плоском, достаточно большом столе, как показано на рис. 248. Стабилизатор должен быть при зтом точно параллельным крышке стола. Если к нижней стороне крыла приложить теперь рейку, то с крышкой стола, а следовательно, и со стабилизатором, она должна составить угол примерно 3°, соответствующий разности углов атаки. На . рис. 248 показан более точный способ определения разности углов атаки.



Рис.- 247. К Проверке положения центра тяжести модели.

Рис. 248.- К проверке значения раз- . ностиугловатаки,

1 - резиновые кольца; 2 - плоские накладки; 3 шкалы, угломера; 4 - отвес|>1; 5 - стол.



Параллельно плоскости крыла и плоскости стабилизатора на резиновых кольцах укрепляются кусочки картона с нанесенными на них угломерными шкалами, представляющими собой дуги окружностей с угловыми делениями. Центры зтих.окружностей расположены на нижней плоскости крыла и стабилизатора соответственно. Опустив из каждого центра по отвесу и совместив отвес стабилизатора с нулевым делением, по угломеру крыла прочтем искомую разность углов атаки. Возможные отклонения корректируют, подрезая накладки на шпангоутах В п С или, наоборот, усиливая их фанерными полосками соответствующей толщины.

6. Проверка функционирования и юстировки рулей.

При работе устройства дистанционного управления (расстояние до передатчика более 3 м!) рули высоты и направления должны двигаться легко и без люфтов, снова возвращаясь после отклонения точно в нулевое положение. В начале испытаний рули должны стоять на нуле (оси стабилизации рулей должны совпадать соответственно с осями симметрии киля и стабилизатора). Рулевые тяги должны быть защищены надвинутыми на них трубочками из лакоткани.

Первый пробный полет Пробный полет модели следует проводить в

спокойную погоду (желательно при легком ветре). Место для старта надо выбирать несколько возвышенное. Если модель летит против ветра, скорость ее планирования уменьшается на значение скорости ветра, и садиться она будет, следовательно, медленнее и более мягко, чем в штиль.

Лучше всего для пробного полета подходит местность, поросшая травой, без складок и каких бы то ни было препятствий- Большую опасность всегда представляют камни.

Для лучшего выявления недостатков летных характеристик модели в в пробном полете следует всячески избегать воздушных вихрей, т. е. следить, чтобы модель не летала с подветренной стороны домов, деревьев, кустарника.

Убедившись, что после тщательной проверки в мастерской модель не требует больше никаких корректур, можно приступать к первому запуску. Непременным условием успешного планирования модели при запуске с руки является плавная посьшка ее в воздух в правильном полетном положении и с нормальной скоростью планирования. Резкое толкание и швыряние недопустимы. Поэтому для начала потренируемся в запуске с руки при отключенном устройстве дистанционного управления. Нацелимся продольной осью модели на какую-нибудь точку на земле, удаленную от нас на 10 15 м (нормальное положение полета) и побежим с моделью в поднятой руке против ветра. Увеличивая скорость бега, мы почувствуем в некоторый момент, что модель стала невесомой. Произойдет зто гогда, когда сумма скоростей бега и ветра сравняется со скоростью планирования модели. Продолжая бежать с юй же скоростью, вьшустим модель из рук. Дальше она должна плакировать самостоятельно. При неудачной первой попытке попробуйте повторить все заново. Если модель отклоняется от желаемого режима платшрования. менять сначала ничето не нужно: следует прежде всего хорошенько потренироваться в запуске с



Таблица 5. Таблица рекомендаций по исправлению характерных ошибок в конст ции модели планера.

Наблюдаемая ошибка

После посыла в воздух модель круто идет вверх, теряет скорость и сваливается вперед (рис. 249), кривая 2)

Возможная причина

Слишком велика стартовая скорость

Слишком велика разность углов атаки

Центр тяжести модели слишком смещен назад

Исправление

Повторить старт при меньшей скорости бега

Под заднюю кромку крьща подклеить бальзовую или фанерную пластинку соответствующей толщины

Батарею и приемник сдвинуть в приборном отсеке вперед. Если это невозможно, прикрепить в носовой части свинцовый груз

Модель петит по волнообразной траектории.- каб-рирует (рис 249, кривая 1)

Слишком велика стартовая скорость

Слишком велика разность углов атаки

Центр тяжести модели слегка смещен назад

Повторить старт при меньшей скорости бега

Под заднюю кромку крьша подклеить фанерную пластинку (0,6 мм)

Батареи и приемник сдвинуть немного вперед

После краткого планирова ния модель круто идет к земле (рис. 249, кривая 4)

Слишком мала старто вал скорость

Слишком мала разность углов атаки

Центр тяжести слишком смещен вперед

Повторить старт при большей скорости биа

Под переднюю кромку крыла подклеить бальзовую или фанерную пластинку соответствующей толщины

Батарею и приемник сдвинуть в приборном отсеке назад

При нормальной протяженности планирования модель уклоняется от прямолинейной траектории полета вправо или влево (рис. 249, криваяJ)

Старт с накрененным крылом

Перекошена одна половина крьша

Одна половина крьша тяжелее другой

Перекошен фюзеляж

Киль посажен криво или имеет перекос

Угол между килем и стабилизатором не равен прямому

Повторить старт, держа модель горизонтально

Устранить перекос крыла

Прикрепить свинцовый груз к законцовке одной половины

Устранить перекос фюзеляжа

Выпрямить киль или устранить перекос

Выправить стабилизатор путем подклейки бальзовой пластинки




Рис. 249. Неправильное поведение авиамодели в полете.

руки (соблюдая нормальное полетное положение и выдерживая правильную скорость!). Лишь убедившись в том, что замеченный недостаток в поведении модели в воздухе имеет постоянный, устойчивый характер, следует переходить к систематическому поиску ошибок конструкции. ( При поиске неисправностей будем придерживаться следующего принципа: выявив какой-либо один из возможных источников ошибок, от полета к полету надо методично заниматься только им одним, внося по ходу дела в конструкцик соответствующие изменения. При этом нужно следить за тем, чтобы не возникли новые ошибки. Особое внимание необходимо обратить на то, чтобы не слишком уменьшить разность углов атаки, поскольку она влияет на продольную устойчивость модели. В случае если ошибка продолжает сказываться и после внесенного изменения, работу по ее устранению следует систематически продолжать дальше, до полного устранения ошибки. Вносимые изменения целесообразно самым тщательным образом фиксировать. Признаки характерных ошибок в конструкции планера показаны в табл. 5 и иллюстрируются рис. 249. В табл. 5 указаны также способы устранения этих ошибок.

Для освоения дистанционного управления последние пробные полеты следует проводить с включенной аппаратурой. Главное требование при этом - ни в коем случае не подавать сильных управляющих сигналов! Даже при наличии опыта дистанционного управления судомоделями нам придется теперь основательно переучиваться. Полное отклонение руля вблизи земли наверняка приведет к резкой посадке, а то и к поломке модели. Модель сама устойчива в полете и отлично приземлится без нашего вмешательства, поэтому первые опыты с дистанционным управлением ограничим корректурой полета по прямой. Рулем высоты, да и то очень осторожно, начнем управлять, лишь хорошо познакомившись со всеми свойствами модели, и сразу же убедимся, что модель реагирует на него резче, чем мы думаем. Поэтому прежде, чем решаться на старт со склона или высокий старт, надо основательно изучить летные качества модели и научиться свободно владеть ею.

Кое-что о технике полета со склона

После тщательной доводки наша модель стала надежным, устойчивым в полете планером. Теперь можно приступать и к старту со склона.



Если склон обдувается ветром под прямым углом, то вследствие обтекания возникает восходящий воздушный поток (рис. 250), тем более сильный, чем больше скорость ветра или чем круче склон. Высота подъема потока над склоном зависит от его профиля и от скорости ветра. Практика показывает, что модель может летать над склоном на высоте, в два, а то и в три раза превышающей высоту самого склона. До тех пор, пока скорость восходящего потока выше скорости снижения, планер будет подниматься, а когда обе эти скорости сравняются, будет летать то несколько теряя, то вновь набирая высоту. Если склон слишком крутой, или ступенчатый, или нерегулярно покрыт.древесными насаждениями, то следует принимать в расчет завихрения и нисходящие потоки воздуха (рис. 251). Черными стрелками на рисунке обозначены зоны возникновения этих нисходящих потоков, которых в любом случае надо стараться избегать.

Обстановка значительно усложняется, если склон обдувается ветром не под прямым углом. Восходящие потоки при этом уменьшаются и тем сильнее, чем. острее угол между направлением ветра и плоскостью склона, завихрения же, наоборот, растут.

Запомним несколько полезных правил:

1. От модели следует добиваться хорошего планирования. Скорость снижения имеет значение лишь в том случае, если склон

очень плоский или скорость ветра незначительна. Гораздо важнее для модели иметь малый угол планирования. Тогда при внезапно наступившем штиле она сможет все же достичь намеченного места приземления.

2. От модели следует добиваться хорошей продольной устойчивости. Нам уже известно, что в большинстве случаев вдоль склона имеют

место воздушные завихрения. Поэтому продольная устойчивость модели имеет решающее значение (недьзя выбирать разность углов атаки слишком большой!).

3. Летать модель должна лишь с наветренной стороны склона. Для постоянного контроля за

полетом модели и во избежание ее улета запускать ее следует всегда в наветренную сторону склона.



Рис. 250. Восходящий поток у склона,

V - скорость ветра; v, Vx- горизонтальная составляющая скорости

ветра; и у

- скорость восходяще-

го воздушного потока.

Рис. 251. К возникновению завихрений При неблагоприятном профиле склона.

1 - древесные насаждения; 2 - уступы; 3 - древесные насаждения за кромкой склона; 4 - складки местности за кромкой склона.



I w w w

Слабый Ветер

Ч I w w V -r

Сильный Ветер


Кромка склона < Спортсмен

Рис. 252. Траектория полета модели / склона.

В этом случае у нас, как правило, остается в запасе время и возможности для того, чтобы посадить ее при изменении скорости ветра.

4. Все виражи в восходящем потоке неизменно следует делать в направлении от склонд.

При желании обеспечить полет модели постоянно с наветренной стороны склона мы должны направлять ее более или менее круто к ветру (в зависимости от скорости ветра). Поэтому полет должен происходить по восьмерке с таким расчетом, чтобы модель всегда шла носом к ветру. Угол между продольной осью модели и направлением ветра при сильном ветре следует выбирать меньшими, чем при слабом (рис. 252).

5. Сажать модель следует в защищенной от завихрений зоне поблизости от командного пункта.

В любом случае посадку необходимо проводить в зоне, защищенной от завихрений. Приземления у подножия склона исключаются, поскольку эти места, как правило, слишком удалены от нашего командного пункта и мы не сможем в достаточной- мере противостоять влиянию резких порывов ветра. Предлагаются следующие два варианта посадки:

1. При слабом ветре модель должна лететь с попутным ветром к склону, возле которого на ее руль высоты подают сильный командный сигнал. Модель приземляется ,jb гору .

.2. При сильном ветре полет модели продолжается за край склона, в подветренную зону, где она должна сделать одну-две восьмерки, пока не приблизится к земле. Тогда модель разворачивают прямо против ветра и сажают ее за краем склона. В этой зоне также приходится считаться со шквалами, поэтому необходимо зорко следить за всеми реакциями модели и в случае необходимости отрабатывать рулями.

Наша модель сконструирована специально для полета со склона. Она отзывчива к управлению, поворотлива, прочна и пригодна для широкого диапазона ветров. Она часами может летать над склоном, надо только правильно выбрать для запуска силу и направление ветра и полностью зарядить аккумуляторы.



Парение в термических восходящих потоках

Условием возникновения термического восходящего потока является ясная погода, позволяющая солнечным лучам падать на поверхность земли, которая нагревается по-разному в зависимости от окраски и свойств почвы, или наличие искусственного источника тепла. Вместе с почвой по-разному нагреваются и прилегающие к ней слои воздуха. Воздух от нагревания, как известно, расщиряется и становится легче. Образуются так называемые тепловые пузыри (теплые воздушные массы), перемещающиеся кверху. Этот процесс называется конвекцией (рис. 2,53). Поднимаясь кверху, воздух постепенно охлаждается, пока не достигает температуры окружающей среды, после чего, охлажденный, вновь смещается книзу. Циркулирующий воздух в районе возникновения тегшых воздушных масс вызывает восходятцие (и нисходящие) потоки.

Тепловые пузыри, возникающие в результате солнечного облучения, образуются преимущественно над светлыми песчаными почвами, хлебными полями и населенными пунктами. Появляются восходящие потоки и над сырыми и темными участками (луга, леса и озера). Отслаиванию тепловых пузырей от почвы способствует ветер. Во время штиля наблюдаются редкие, но сильные отслаивания со скоростью подъема около 2 м/с


Луг Лес Поле


Луг


Лес


Рис. 253. Тепловые восходящие потоки, образующиеся в результате возникновения и Подъема кверху тепловых пузырей (с) и вечерние тепловые восходящие потоки (б).



и более, а под воздействием ветра, напротив, часто возникают более слабые отслаивания, уносимые ветром. Для возникновения тепловых восходящих потоков достаточно уже разности температур в 2-3°С, так что возникают они практически в любое время года - лишь бы погода была солнечной. Летом солнечные лучи падают на Землю почти отвесно, поэтому почва прогревается более интенсивно, вследствие чего более интенсивными получаются и восходящие тепловые потоки.

Вечером, с ослаблением солнечного излучения, конвекция воздуха постепенно прекращается. При определенной степени охлаждения темные места земной поверхности отдают накопленную теплоту прилегающему воздуху, так что он, как и при нагревании почвы солнечными лучами, снова конвектирует, образуя вечерние тепловые восходящие потоки. Они, как правило, более слабы, но зато более равномерны и более обпшр-ны по площади, чем дневные термические восходящие потоки. Разумно используя это явление, парение в термическом восходящем потоке можно осуществлять в течение целого дня. Необходимо только, чтобы модель вышла на такой термический восходящий поток. Для этого требуется соответствующая исходная высота полета, которую модель может достичь с помощью высотного старта.

Старт на леере Для вывода модели на необходимую высоту

нужен прочный леер (шнур) длиной 200-300 м. Для высотного старта на модель необходимо приладить специальный крючок для буксировки (рис. 254). Точность его изготовления и крепления к к модели гарантирует надежное отцепление леера при достижении моделью заданной исходной высоты. Приобретя некоторый опыт в высотной буксировке модели, можно приступать к высотному старту. Для этого следует водить модель по кругу до тех пор, пока сильный рывок леера не просигналит нам о том, что она попала в термический восходящий поток и поднимается вместе с ним. Лишь после этого нужно отцепить модель от леера и пустить ее парить в восходящем потоке.

Как же осуществляется старт? Спортсмен держит модель в руке (передатчик и приемник включены), а его помощник на бегу буксирует ее против ветра, как воздушный змей (рис. 255, а). По самой своей конструкции



* Центр тяжести модели

Рис. 254. Форма и монтаж буксировочного крючка. 1,3 - шпонки; 2 - резиновая лента.



Ветер


6) Ветер


В) Ветер



г) Ветер


Рис. 255. Старт на леере.-й - с помощью простого леера; б - с помощью блока; е - с помощью двух блоков: г - старт с резиновой катапультой.

наша модель обладает высокой полетной скоростью, поэтому такой способ будет успешным лишь при скоростях ветра от средней до ашьной, в противном случае скорость бега помош;ника может оказаться недостаточной для вывода модели на нормальную исходную высоту. В этом случае скорость буксировки надо увеличить. Применив для данной цели блок (рис! 255, б), получим удвоенную скорость буксировки, однако достижимая исходная высота уменьшится при этом по сравнению со случаем буксировки без блока на длину совершенного помощником пробега. Во время штиля может оказаться необходимым применение системы из двух блоков (рис. 255, в). Неподвижный блок прикрепляется колышком к земле, а подвижный (вместе с концом леера) тянет помощник. Скорость буксировки увеличивается при этом троекратно (по сравнению с буксировкой без блоков), а исходная высота попета уменьшается на удвоенную длину пробега. В зависимости от обстоятельств следует использовать любой из трех методов. При отсутствии помощника для вывода модели на высоту придется справляться с этой задачей самому. Одним из возможных способов ее решения является применение резиновой катапульты (рис. 255, г), состоящей из 35 м резинового жгута (4x4 мм) и около 100 м дедеронового леера. Резиновый жгут закрепляют на вбитом в землю прочном колышке и растягивают примерно до утроенной длины. При аккуратном запуске модель . стабильно взлетает до высоты отпускания.




1 ... 23 24 25 26 27 28



Как выбрать диван



История мебели



Стили кухонной мебели



Публикации



Инверторы



Приемники